Цель создания данного сайта - сбор и предоставление русскоязычной общественности информации о таких китайских боевых искусствах, как синъицюань, синьицюань (люхэсиньиюань, синьилюхэцюань) и ицюань.


Xingyiquan Синъицюань переводится как "кулак формы и воли" (раньше иногда вместо иероглифа "форма" писали омонимичный иероглиф "двигаться", то есть получался "кулак движения и воли"). В этом названии "зашифрованы" две важнейших составных части синъицюань: "кулак пяти первостихий" (соответствует "воле") и "кулак двенадцати животных" (соответствует "форме" или "движению"). Таким образом, "синъицюань" - это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.

Некоторые источники возводят синъицюань к монастырю Шаолинь и патриарху Бодхидхарме (?-535). В шаолиньском ушу действительно существует комплекс "синь и ба" ("захват сердца и мысли"), но имеет ли он какое-либо отношение к синъицюань не знают даже историки шаолиньского ушу. Однако по мнению известного мастера ушу Ли Тяньцзи, характер движений в "синь и ба" действительно напоминает современную тренировку синъицюань.

Ряд источников утверждает, что синъицюань зародился во время династии Сун (960-1279) и что создал его знаменитый генерал Юэ Фэй. Эта версия также не поддается проверке.

Наиболее популярная сегодня версия утверждает, что основателем синъицюань является Цзи Цзикэ, также известный как Цзи Лунфэн (1642-1697?), который жил в провинции Шаньси.

Xinyiquan К 1736 году стиль уже был распространен в провинциях Шаньси, Хэбэй и Хэнань. Ветвь, распространенная в провинции Хэнань идет от мусульманина Ма Сюэли, и название этого стиля обычно пишут как синьицюань ("кулак сердца и воли"), синьилюхэцюань или люхэсиньицюань ("кулак сердца, воли и шести взаимосоответствий"). Неизвестно, произошел ли этот вариант от шаньсийского синъицюань, или это отдельный независимый стиль с похожим названием, однако все признают, что хэнаньский синъицюань сильно отличается от прочих ветвей синъицюань. Распространялся этот стиль в основном среди проживающих в провинции Хэнань китайских мусульман.

"Классический" синъицюань происходит от Дай Лунбана и его ученика Ли Лонэна (жили в середине XIX века). Именно их ученики закончили формирование хэбэйской и шаньсийской ветвей.

В 1911 году мастер Ли Цуньи стал одним из основателей "Чжунхуа уши хуэй" ("Ассоциации китайских бойцов") в Тяньцзине, и начал широкое преподавание синъицюань. В 1914 году преподаватель этой ассоциации Хао Эньгуан впервые продемонстрировал синъицюань за границей - в Японии.

Yiquan Ван Сянчжай (1885-1963) начал изучать синъицюань у Го Юньшэня. В 1902 году он был приглашен на должность инструктора по боевым искусствам в армию Юань Шикая. Позднее он много путешествовал, познакомился с разными видами боевых искусств, и в конце-концов пришел к выводу, что занимающиеся уделяют слишком большое внимание внешней форме ("син"), и слишком малое - внутренней воле ("и"). Поэтому он создал новый стиль, который назвал ицюань ("кулак воли"), а впоследствии переименовал в дачэнцюань ("кулак великого достижения"). Характерной особенностью нового стиля стало отсутствие формальных упражнений, вся тренировка была сведена к различным видам статической наработки для выработки "внутренней силы", и к "испытанию силы".

Основой классического синъицюань является "усинцюань" ("кулак пяти первостихий"). Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: "цикл взаимопорождения" (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и "цикл взаимоподавления" (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз, дереву - пробивающее движение, воде - буравящее движение снизу вверх, огню - взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой, земле - поперечное блокирующее или сваливающее движение.

"Шиэрсин" ("формы двенадцати животных") составляют второй после "усинцюань" крупный раздел синъицюань. В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных, в некоторых школах провинции Шаньси и во всех школах провинции Хэнань - лишь десять. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трех-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в шаньсийских - целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений. "Двенадцать животных" - это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орел и медведь. "Десять животных" - это дракон, тигр, петух, орел, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь.

По правилам синъицюань, необходимо для каждого удара отрабатывать семь уровней его нанесения, что называется "семь ударов" или "семь кулаков". Это удар вперед, удар назад, удар в верхний уровень удар в средний уровень, удар в нижний уровень, удар в левую сторону и удар в правую сторону. Все семь ударов отрабатывают на мешке с песком или "деревянном человеке". Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении, и очень редко - с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперед второй фалангой указательного пальца - "глазом феникса", а также пальцами и ладонью. Любая атака - это короткий, резкий взрыв, направленный на выброс внутреннего усилия, поэтому внешне синъицюань выглядит как крайне жесткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку.


Прочие сайты по данной тематике

Синъицюань

Ицюань


Оставить запись в книге Посмотреть на книгу гостей


Различные вопросы, связанные с традиционными боевыми искусствами можно обсудить по-русски на будо-форумах или по-английски на форуме сайта Ярека Шиманьского.

Этого сайта не было бы без www.narod.ru


Другие сайты сети "Электронная энциклопедия традиционного ушу":

Другие сайты по синъицюань: